Банк лучших решений по развитию удаленных территорий государств-членов ШОС позволит скомпилировать то, что российские партнеры продумали для своих территориальных агломераций, заявил на Международной неделе бизнеса в Уфе замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак.
«Мы понимаем, что есть северные территории, Дальний Восток, Восточная Сибирь, где у нас основные залежи полезных ископаемых, где у нас есть Севморпуть. Без развития этих территорий, без их освоения дальнейшее развитие нашей страны невозможно. Понятно, что решения по развитию удаленных территорий севера и юга страны — совершенно разные. И как раз Банк лучших решений стран ШОС позволяет взять, скомпилировать то, что наши коллеги-партнеры продумали для своих территориальных агломераций и как-то покомбинировать с точки зрения развития российской инфраструктуры», — убежден Евгений Грабчак.
В настоящее время 11,5 млн россиян или 7,8 % от всего населения страны проживает на удаленных территориях, 68 % от всей территории России или 12 млн квадратных километров приходится на зоны Крайнего Севера и приравненные к нему территории. Такие данные озвучил председатель Совета по изучению производительных сил, ВАВТ, научный сотрудник МГУ Дмитрий Землянский.
«Россия располагает уникальным опытом освоения удаленных территорий, — подчеркнул он. — Мы должны четко понимать, что у нас есть решения для удаленных сельских территорий в плотно освоенных зонах, и это очень разнообразный набор возможных механизмов».
Индийским опытом развития удаленных территорий поделилась директор Восточного регионального офиса ассоциированных палат торговли и промышленности Индии Перминдер Джит Каур.
По ее словам, государство оказывает всестороннюю поддержку удаленным регионам, стремится к тому, чтобы в них развивались самые разные отрасли. Помогает предприятиям выходить на международный рынок.
В свою очередь, глава администрации Салавата Игорь Миронов рассказал, как поставлена работа с инвесторами в их городе.
«Потенциал для развития нашего города очень хороший. У нас регулярно проходят предпринимательские часы, создан свой индустриальный парк с развитой инфраструктурой», — подчеркнул Игорь Миронов.
Как отметил другой участник панельной дискуссии, директор департамента транспортных и инфраструктурных проектов AECOM Сергей Гаврилов, именно инфраструктура является драйвером любого экономического роста, вне зависимости от площади и удаленности территории. По его словам, при реализации своих проектов в глубинке, они часто сталкиваются с проблемой некомпетентности местных органов власти.
«Представителям власти я бы рекомендовал больше общаться с бизнесом, находить общие технические решения. Что касается нас, то мы свои компетенции не импортируем, не привозим зарубежных экспертов. Мы воспитываем местные кадры, передаем свои знания и опыт», — добавил Сергей Гаврилов.
По мнению участников панельной сессии, говоря о развитии удаленных территорий, нельзя забывать о развитии цифровых технологий.
Цифровизация в России предусматривает увеличение доли электронных социальных услуг до 95 %. Рост доли домохозяйств в йифровизации должен достичь 97 %. Эти два показателя содержатся в обновленной нацпрограмме «Цифровая экономика».
«Простой и наглядный пример: в 2018 году сервисом "Госуслуги" пользовались 68 млн человек. В прошлом году — 103 млн граждан. В этом году количество пользователей этого портала возросло кратно. Так что "цифра" имеет огромное значение как для страны в целом, так и для удаленных территорий в частности», — заявил советник генерального директора АНО «Цифровая экономика» Михаил Петросян.
Свое видение развития удаленных территорий представил на Международной неделе бизнеса - 2020 в Уфе вице-президент, исполняющий обязанности директора Ассоциации малых туристских городов Игорь Кехтер.
Возраст многих малых городов нашей страны — 400–500, а то и 1000 лет. Это фактически та крупинка, тот алмаз, который может сделать эту территорию интересной и привлекательной. История — это дополнительный шанс для наших удаленных территорий», — заключил Игорь Кехтер.