Все новости

Трудовой героизм в тылу

Градообразующий Благовещенский арматурный завод в годы войны

Трудовой героизм  в тылу
Трудовой героизм в тылу

Большое историческое значение имеют сохранившиеся документы и воспоминания благовещенцев военной поры. Они свидетельствуют об их героизме, лишениях, подъеме и самоотверженности, а также вере в Победу.

Эвакуированные предприятия

В военный период, начиная с 1941 года, в Благовещенск было эвакуировано несколько крупных предприятий из западных районов СССР. В их числе Туапсинский механический завод имени «ХI-летия Октябрьской революции», Оршанский проволочно-гвоздильный завод, Московский Центральный институт авиационных масел и топлива (ЦИАМИТ). Благодаря им город значительно увеличился в численности. Почти в каждой семье приютили жителей, эвакуированных из Новгорода, Курска, Туапсе и других оккупированных врагом мест. Они работали бок о бок с благовещенцами, и многие из них потом обрели здесь вторую родину.
Люди в начале войны еще не верили, что она продлится долго. Они надеялись, что бойцы Красной Армии отбросят врага от границы СССР, но при этом шла быстрая мобилизация людей и перестройка на военное производство.
Градообразующим в годы войны оставался, как и прежде, бывший медеплавильный завод («Машзавод»). В первые месяцы войны его соединили с Туапсинским мехзаводом. С пуском туапсинского оборудования производственные мощности завода возросли более чем вдвое. Туапсинские рабочие, встав к его станкам, решили временно и кадровую проблему.
Уже 3 декабря 1941 года бюро Башкирского обкома ВКП(б) принимает постановление о выполнении постановления ГКО о производстве ручных и ружейных противотанковых, гранат УЗРГ и запалов к ним. По предприятиям Башкирии на декабрь план был 30 тысяч штук. Половину из них должны были сделать на Благовещенском заводе. Вместе с тем, до конца 1941 года здесь продолжали выпускать и плановую продукцию.
Наркомнефтепром, получив в свое распоряжение объединенный Благовещенско-Туапсинский завод, работу планировал по-своему. Предприятие вместе с освоением изделий для фронта, по заданию Башкирского обкома КПСС, начинает осваивать и нефтепромысловое оборудование, новое для благовещенцев по конструкции и технологии, но привычное для туапсинцев, но в новых производственных условиях.

Засекреченный завод

После соединения из производства республиканского подчинения «Машзавод» переходит в союзное. Его засекречивают, присваивают первую категорию (максимальная значимость по тому времени) и №428 с кодовым названием «Тайфун». Работники получают бронь от призыва в армию.
Несмотря на это, завод оказался в тяжёлом положении. С объявлением мобилизации на фронт ушло большинство квалифицированных заводчан. На освободившиеся места встали женщины, подростки 14-16 лет, учащиеся ФЗУ. Рабочий день взрослых был увеличен до 12 часов, для подростков он длился восемь часов. Для всех категорий работников отменены отпуска, установлена жесточайшая трудовая дисциплина, вплоть до применения к ее нарушителям (прогулы, опоздания, самовольный уход с работы и т.п.) мер судебной ответственности.
В годы войны численность работников на заводе не была стабильной: перед самым ее началом на предприятии трудилось 1093 человека, в 1942 году она достигла за счет прибывших туапсинцев 1321 человека. Хотя завод был бронирован, призыв в армию все же происходил: 65 заводчан были мобилизованы в 1943 году, 32 человека – в 1944. С 1943 года численность работников стала уменьшаться, составив в 1943 году - 1286 человек, в 1944-м – 1136, в 1945-м – 1038.
Для обеспечения продуктами питания работников вводится карточная система. Она спасала от голодной смерти, но нормальное питание не обеспечивала. Поэтому завод был вынужден уделять много внимания подсобному хозяйству.

Лучшие результаты – у женщин

Для повышения производительности труда в октябре 1941 года партбюро завода принимает решение о вызове на соревнование завода «Красный Октябрь» (гвоздильный завод).
Высокие производственные результаты показывали женщины. Так, в феврале 1942 года для награждения к 8 марта были выбраны несколько представительниц прекрасного пола завода. Ирина Андрияновна Бабкина, сверловщик сборочного цеха, выполняла производственное задание на 200-230%, считалась стахановкой. Екатерина Павловна Калентьева, слесарь ортопедического цеха, с декабря 1941 года - фрезеровщик 13 цеха. Систематически перевыполняла нормы на 400-410%. Лидия Петровна Стежкина раньше работала на Туапсинском заводе в Благовещенске, с декабря 1941 года - в инструментальном цехе строгальщицей. Нормы выполняла систематически на 180-250%. Василиса Ивановна Кондратьева трудилась в цехе №3 сверловщиком, с февраля 1942 года - токарем. Она выполняла нормы на 150%. Стахановки Анастасия Николаевна Самсонова и Клавдия Михайловна Палаксова работали в сборочном цехе малярами, нормы выполняли на 150-200%. Наталья Никифоровна Осипова трудилась в кузнечно-заготовительном цехе прессовщицей, выполняла нормы на 145-150%.
Женщины–работницы не были свободны и от фронтовых забот после работы. В Благовещенск поступало солдатское обмундирование, белье с фронтов, из госпиталей, которое требовалось привести в порядок. Отработав свои режимные 12 часов на заводе, работницы этим делом занимались дома. Наиболее активные еще и шили кисеты, вязали варежки, носки и отправляли свои изделия вместе с восстановленным солдатским обмундированием, бельем на фронт, тайно надеясь, что они попадут в руки мужу, брату, отцу, в общем, родному человеку.
Помимо изнурительного труда, на протяжении всей войны рабочие предприятия активно занимались различной общественной деятельностью. Из числа рабочих, способных носить оружие, здесь создавались народные ополчения, в которых они в свободное время изучали военное дело. Согласно документам, на заводе в ополчение входило 240 человек. Для поднятия духа людей проводилась большая агитационная работа, где обсуждались статьи, которые печатали в центральных газетах. Завод также являлся инициатором по оказанию помощи семьям фронтовиков и инвалидов войны.
Помимо этого парторганизация завода организовывала сбор теплых вещей и белья для воинов Красной Армии. Например, в апреле 1942 года цех №13 занялся сбором подарков для бойцов. Коллектив взял обязательство собрать их за два дня. В сушильных печах цеха изготавливали печенье. Подарок на фронте воодушевлял бойцов, считали заводчане.

Выпуск мин

В 1942 году предприятие, кроме ручных гранат и запалов к ним, осваивает выпуск мин к 12–миллиметровым минометам. К середине 1942 года удельный вес военной продукции занимал уже 95% от общего объема производства. Но Главнефтемаш не забывает про свою продукцию. Наряду с военной, завод получал задания на изделия нефтепромыслового назначения.
В 1945 году объем военного заказа занимал уже не более 10% от общего производства, завод работал в основном на нефтяников.
За время войны на заводе сменилось пять директоров - Ф. С. Рыщин, М. Я. Юдолович, А. А. Меренченков, М. А. Череута, К. Н. Адибеков (при нем завод добился блестящих результатов в соцсоревновании между предприятиями Главнефтемаша не только в 1945-м, но и в первые послевоенные годы).
За годы Великой Отечественной войны с завода ушло на фронт более 600 человек. Не вернулись 117 заводчан. Их имена высечены на памятнике–мемориале, возведенном в их честь на территории завода к дням празднования 50-летия Победы. Более 500 работников завода, тружеников тыла, наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Даже из этого далеко не полного рассказа о работе завода в военные годы можно сделать вывод, что рабочие отдавали все свои силы и труд, чтобы приблизить час победы над врагом.

По материалам книги
В. Мещерякова.

Трудовой героизм  в тылу
Трудовой героизм  в тылу
Трудовой героизм  в тылу
Трудовой героизм в тылу
Читайте нас: